Russian Chinese (Simplified) English German

Scientific articles foto2

Журнал «Наука, образование и культура» выходит ежемесячно 29 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 06(50), июнь 2020 г. Выйдет - 30.06.2020 г. Статьи принимаются до 25.06.2020 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Письменные памятники средневековой теолого-философской традиции ближневосточных караимов как источники для изучения му‘тазилитского наследия

Османова Ирина Андреевна / Osmanova Irina Andreevna – научный сотрудник, Государственный музей истории религии;

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: сведения о некогда мощном идеологическом движении му‘тазилитов и его литературе современный исследователь по необходимости принужден извлекать преимущественно из вторичных источников. В силу того, что большая часть му‘тазилитской литературы была уничтожена во времена мусульманского средневековья гонителями инакомыслия из числа блюстителей «ортодоксального ислама», в данных «посредствующих» трудах сохранилась лишь весьма незначительная её часть, да и то, как правило, в виде фрагментов или парафраз.

Ключевые слова: му‘тазилиты, караимы, калам, Фиркович.

Литература

  1. Abual-Husaynh’Othmānal-Khayyat. Kitāb al-Intisār. Le livre de triomphe et de la réfutation d’Ibn al-Rawandi l’Herétique / Preface. Ed. H.S. Nyberg. Traduit par Albert N. Nader. Beyrouth: Éditions les Lettres orientales, 1957.
  2. Ben-Shammai H. The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History and Literature. Vol. 2. Cambridge, 1984.
  3. Friedlaender I. The Heterodoxies of the Shi‘ites in the presentation of Ibn Hazm // JAOS. 28, 1907. P. 1–18; 29 (1909). P. 1–183.
  4. Van Ess J. The Beginnings of Islamic Theology / Ed. John E. Murdoch and Edith Dudley. Sylla, 1975.
  5. Watt W. M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1962.
  6. Ал-’Аш‘ари Абу-л-Хасан. Макалат ал-’исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву). Висбаден, 1963.
  7. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980.
  8. Борисов А. Я. Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 238–250.
  9. Глаголев В. С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ). М., 1994.
  10. Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. (Их связи на протяжении веков). М., 2001.
  11. Гурлянд И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимовъ, мутазилитовъ и ашарiевъ на философию религии великаго еврейскаго раввина Моисея Маймонида. СПб., 1863.
  12. Ибрагим Т. Философия калама (VIII–XV вв.). М., 1984. [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра философских наук: (Из фондов Российской государственной библиотеки).
  13. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  14. Маймонид М. Путеводитель колеблющихся / Перевод с древнееврейского А.И. Рубина // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII–XII вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. М.,
  15. Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973.
  16. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках: Курс лекций / Под ред. В. И. Беляева. 2-е изд. СПб., 2007
  17. Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003.
  18. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993. Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.
  19. Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.

pdf

 

Истоки и направления развития средневековой арабоязычной философии

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем, что обращение к средневековой арабо-мусульманской философии вызвано, прежде всего, необходимостью не только понять непростые социально-политические отношения, непосредственно связанные с сегодняшними событиями в мире, но и возвратиться к духовно-мировоззренческим ценностям средневекового человека, вышедшего из мусульманской среды.

Ключевые слова: арабоязычная философия, ислам, иудаизм, фалсафа, Аристотель.

Литература

  1. Corbin H. Histoire de la philosophie islamique. Vol. 1. Paris: Gallimard, 1964. P. 110–151.
  2. Goitein S. D. Studies in Islamic history and Institutions. Leiden: Brill, 1966. 391 s.
  3. Бартольд В. В. Багдад и дальнейшая культурная жизнь арабов // Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. Т. VI. М.: Наука, 2002. 785 с.
  4. Зубов В. П. Аристотель. М.: Академия наук СССР, 1963. 366 с.
  5. Игнатенко А. А. В поисках счастья. (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. 254 с.
  6. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М.: Наука, 1979. 272 с.
  7. Туманян Т. Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. 280 с.
  8. Халидов А. Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 215–310.
  9. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: Наука, 1979. 152 с.

pdf

 

Восточный перипатетизм в средневековой Испании

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: западные и арабские исследователи, анализируя положение средневековой арабо-мусульманской науки и ее связи с исламом, делают вывод, что участь этой философии была такой же, как в средневековой Европе – она должна была служить и служила теологии. Так, теологи, обращаясь к метафизической стороне учения Аристотеля, искали в ней религиозно-философские доказательства для обоснования наличия в религии разума. Более же светски настроенные ученые прибегали к перипатетизму ввиду их особого интереса к политическим и естественнонаучным вопросам.

Ключевые слова: восточный перипатетизм, фалсафа, Андалусия, Аристотель, Платон.

Литература

  1. Boer T. J. de. The history of philosophy in Islam (tr. E.R. Jones). London: Luzac, 1903. 216 p.
  2. Fakhry M. F. A History of Islamic philosophy. Second edition. New York: Columbia University Press, 1983. [Электронный документ]. URL: http://muslimphilosophy.com/ip/fakhry/. (дата обращения: 22.03.2011).
  3. Palacios M. A. Abenmasarra y su escuela. Origenes de la filosofia hispano-musulmana. Madrid: E. Maestre, 1914. 190 p.
  4. Palacios M. A. Huellas del Islam. Madrid: Espana-Calpe,1941. 307 p.
  5. Бойко К. А. Арабская историческая литература в Испании (VIII – первая треть XI в.). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1977. 299 с.
  6. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М.: Наука, 1981. 216 с.
  7. Ибн Баджжа. Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи) / Под ред. М. Фахри. Бейрут: Дар ан-нахар, 1968. 450 с.
  8. Ибн Туфайл. Повесть о Хаййе, сыне Йакзана // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.  В. Сагадеева. Том 3. М.: Изд. Дом Марджани, 2010. С. 37–99.
  9. Игнатенко А. А. В поисках счастья. (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. 254 с.
  10. Корбен А. История исламской философии. М.: Прогресс–Традиция, 2010. 360 с.
  11. Куделин. А. Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X – середина XII в.). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1973. 190 с.
  12. Кустодиев К. Христианство в Испании под владычеством мусульман. Исторический очерк. М., 1867.
  13. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1967. 96 с.
  14. Рашковский Е. Б. Науковедение и Восток. М.: Наука, 1980. 190 с.
  15. Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. Пер. с англ. С. И. Дунаевецкого. Предисл. А. Б. Куделина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1976. 199 с.

pdf

 

О соотношении категории тождества и понятия идентичности

Абдуллаев Сатимбай / Abdullaev Satimbai – кандидат философских наук, доцент, кафедра религиоведения, культурологии и политологии, факультет философских наук и социально-педагогических технологий, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируется соотношение категории тождества и понятия идентичности в новоевропейской философии, делается акцент на позиции Г.-В. Лейбница в рассмотрении данной проблемы. Великий немецкий философ отстаивал метафизическую идею идентичности, фундаментального характера идентичности личности как свойства любого индивида.

Ключевые слова: тождество, различие, идентичность, Г.-В. Лейбниц.

Литература

  1. Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.-В. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 2. 686 с.
  2. Лейбниц Г.-В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1982. Т. 4. 554 с.
  3. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. 621 с.
  4. Малахов В. С. Идентичность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: 2001. Т. 1. С. 78-79.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А Темп», 2006. 944 с.
  6. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М.: Издательство: «Наука», 1967. 508 с.
  7. Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: «Гнозис». Издательство «Логос», 1997. 64 с.

pdf