Письменные памятники средневековой теолого-философской традиции ближневосточных караимов как источники для изучения му‘тазилитского наследия
Османова И. А., Османов А. М. Письменные памятники средневековой теолого-философской традиции ближневосточных караимов как источники для изучения му‘тазилитского наследия // Наука, образование и культура - №9 (12), 2016 {см. журнал}. Тип лицензии на данную статью – CC BY 3.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.
Османова Ирина Андреевна / Osmanova Irina Andreevna – научный сотрудник, Государственный музей истории религии;
Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург
Аннотация: сведения о некогда мощном идеологическом движении му‘тазилитов и его литературе современный исследователь по необходимости принужден извлекать преимущественно из вторичных источников. В силу того, что большая часть му‘тазилитской литературы была уничтожена во времена мусульманского средневековья гонителями инакомыслия из числа блюстителей «ортодоксального ислама», в данных «посредствующих» трудах сохранилась лишь весьма незначительная её часть, да и то, как правило, в виде фрагментов или парафраз.
Ключевые слова: му‘тазилиты, караимы, калам, Фиркович.
Литература
- Abual-Husaynh’Othmānal-Khayyat. Kitāb al-Intisār. Le livre de triomphe et de la réfutation d’Ibn al-Rawandi l’Herétique / Preface. Ed. H.S. Nyberg. Traduit par Albert N. Nader. Beyrouth: Éditions les Lettres orientales, 1957.
- Ben-Shammai H. The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History and Literature. Vol. 2. Cambridge, 1984.
- Friedlaender I. The Heterodoxies of the Shi‘ites in the presentation of Ibn Hazm // JAOS. 28, 1907. P. 1–18; 29 (1909). P. 1–183.
- Van Ess J. The Beginnings of Islamic Theology / Ed. John E. Murdoch and Edith Dudley. Sylla, 1975.
- Watt W. M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1962.
- Ал-’Аш‘ари Абу-л-Хасан. Макалат ал-’исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву). Висбаден, 1963.
- Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980.
- Борисов А. Я. Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 238–250.
- Глаголев В. С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ). М., 1994.
- Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. (Их связи на протяжении веков). М., 2001.
- Гурлянд И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимовъ, мутазилитовъ и ашарiевъ на философию религии великаго еврейскаго раввина Моисея Маймонида. СПб., 1863.
- Ибрагим Т. Философия калама (VIII–XV вв.). М., 1984. [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра философских наук: (Из фондов Российской государственной библиотеки).
- Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
- Маймонид М. Путеводитель колеблющихся / Перевод с древнееврейского А.И. Рубина // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII–XII вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. М.,
- Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973.
- Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках: Курс лекций / Под ред. В. И. Беляева. 2-е изд. СПб., 2007
- Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003.
- Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993. Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.
- Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.