Russian Chinese (Simplified) English German

Scientific articles foto2

Журнал «Наука, образование и культура» выходит ежемесячно 29 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 09(43), ноябрь 2019 г. Выйдет - 29.11.2019 г. Статьи принимаются до 24.11.2019 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Истоки и направления развития средневековой арабоязычной философии

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем, что обращение к средневековой арабо-мусульманской философии вызвано, прежде всего, необходимостью не только понять непростые социально-политические отношения, непосредственно связанные с сегодняшними событиями в мире, но и возвратиться к духовно-мировоззренческим ценностям средневекового человека, вышедшего из мусульманской среды.

Ключевые слова: арабоязычная философия, ислам, иудаизм, фалсафа, Аристотель.

Литература

  1. Corbin H. Histoire de la philosophie islamique. Vol. 1. Paris: Gallimard, 1964. P. 110–151.
  2. Goitein S. D. Studies in Islamic history and Institutions. Leiden: Brill, 1966. 391 s.
  3. Бартольд В. В. Багдад и дальнейшая культурная жизнь арабов // Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. Т. VI. М.: Наука, 2002. 785 с.
  4. Зубов В. П. Аристотель. М.: Академия наук СССР, 1963. 366 с.
  5. Игнатенко А. А. В поисках счастья. (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. 254 с.
  6. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М.: Наука, 1979. 272 с.
  7. Туманян Т. Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. 280 с.
  8. Халидов А. Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 215–310.
  9. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: Наука, 1979. 152 с.

pdf

 

Восточный перипатетизм в средневековой Испании

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: западные и арабские исследователи, анализируя положение средневековой арабо-мусульманской науки и ее связи с исламом, делают вывод, что участь этой философии была такой же, как в средневековой Европе – она должна была служить и служила теологии. Так, теологи, обращаясь к метафизической стороне учения Аристотеля, искали в ней религиозно-философские доказательства для обоснования наличия в религии разума. Более же светски настроенные ученые прибегали к перипатетизму ввиду их особого интереса к политическим и естественнонаучным вопросам.

Ключевые слова: восточный перипатетизм, фалсафа, Андалусия, Аристотель, Платон.

Литература

  1. Boer T. J. de. The history of philosophy in Islam (tr. E.R. Jones). London: Luzac, 1903. 216 p.
  2. Fakhry M. F. A History of Islamic philosophy. Second edition. New York: Columbia University Press, 1983. [Электронный документ]. URL: http://muslimphilosophy.com/ip/fakhry/. (дата обращения: 22.03.2011).
  3. Palacios M. A. Abenmasarra y su escuela. Origenes de la filosofia hispano-musulmana. Madrid: E. Maestre, 1914. 190 p.
  4. Palacios M. A. Huellas del Islam. Madrid: Espana-Calpe,1941. 307 p.
  5. Бойко К. А. Арабская историческая литература в Испании (VIII – первая треть XI в.). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1977. 299 с.
  6. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М.: Наука, 1981. 216 с.
  7. Ибн Баджжа. Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи) / Под ред. М. Фахри. Бейрут: Дар ан-нахар, 1968. 450 с.
  8. Ибн Туфайл. Повесть о Хаййе, сыне Йакзана // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.  В. Сагадеева. Том 3. М.: Изд. Дом Марджани, 2010. С. 37–99.
  9. Игнатенко А. А. В поисках счастья. (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. 254 с.
  10. Корбен А. История исламской философии. М.: Прогресс–Традиция, 2010. 360 с.
  11. Куделин. А. Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X – середина XII в.). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1973. 190 с.
  12. Кустодиев К. Христианство в Испании под владычеством мусульман. Исторический очерк. М., 1867.
  13. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1967. 96 с.
  14. Рашковский Е. Б. Науковедение и Восток. М.: Наука, 1980. 190 с.
  15. Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. Пер. с англ. С. И. Дунаевецкого. Предисл. А. Б. Куделина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1976. 199 с.

pdf

 

О соотношении категории тождества и понятия идентичности

Абдуллаев Сатимбай / Abdullaev Satimbai – кандидат философских наук, доцент, кафедра религиоведения, культурологии и политологии, факультет философских наук и социально-педагогических технологий, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируется соотношение категории тождества и понятия идентичности в новоевропейской философии, делается акцент на позиции Г.-В. Лейбница в рассмотрении данной проблемы. Великий немецкий философ отстаивал метафизическую идею идентичности, фундаментального характера идентичности личности как свойства любого индивида.

Ключевые слова: тождество, различие, идентичность, Г.-В. Лейбниц.

Литература

  1. Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.-В. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 2. 686 с.
  2. Лейбниц Г.-В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1982. Т. 4. 554 с.
  3. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. 621 с.
  4. Малахов В. С. Идентичность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: 2001. Т. 1. С. 78-79.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А Темп», 2006. 944 с.
  6. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М.: Издательство: «Наука», 1967. 508 с.
  7. Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: «Гнозис». Издательство «Логос», 1997. 64 с.

pdf

Язык поэзии и язык философии: дыхание и одышка…

Исаев Александр Александрович / Isaev Alexander Alexandrovich – доктор философских наук, профессор, кафедра философии и права, Сургутский государственный университет, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут

Аннотация: сущностная разница между поэзией и философией – это разница между естественным, как дыхание, влиянием поэзии на нашу душу, движимой законами красоты и языка, и противоестественным влиянием философии, требующей усилия, – усилия понимания, которое, будучи, зачастую, предельным, рождает «одышку».

Ключевые слова: «язык – дом бытия», чувство языка, философ / поэт, усилие понимания / интуиция прекрасного.

Литература

  1. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Его же. Время и бытие: Ст. и выст. / Сост. и пер. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993.
  2. Азарова Н. М. Типологический очерк языка русских философских текстов ХХ в. М.: Логос / Гнозис, 2010. С. 33.
  3. Барт Р. Смерть автора // Его же. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 389.

pdf

  • 1
  • 2