Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp)
E-mail: info@p8n.ru

Russian Chinese (Simplified) English German

Scientific articles foto2

Журнал «Наука, образование и культура» выходит раз в два месяца, 24 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 1(71) 2025 г. Выйдет - 28.01.2025 г. Статьи принимаются до 24.01.2025 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Глюттонический дискурс как объект лингвистического исследования

Федорова Клара Михайловна / Fedorova Klara Mikhailovna – студент магистратуры;

Руфова Елена Степановна / Rufova Elena Stepanovna – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра восточных языков и страноведения, Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируется понятие «дискурс», рассмотрены различные концепции понятия «дискурс»; определения «гастрономический дискурс», «глюттонический дискурс». Рассмотрены работы российских и зарубежных авторов, занимавшихся изучением гастрономического дискурса как особого вида вербально-социальной коммуникации.

Ключевые слова: дискурс, гастрономический дискурс, глюттонический дискурс, лингвистика, глюттония.

Литература

  1. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. и нем. Волгоград: Перемена, 1997. С. 42.
  2. Головницкая Н. П. Лингвокультурные концепты «пища» и «dasEssen» в сопоставительном освещении (семантика русских и немецких глюттонических номинаций) / Н. П. Головницкая // Известия ВГПУ — Волгоград: Перемена, 2007. № 2 (20). С. 14-18.
  3. Ермакова Л. Р. Глюттонические прагматонимы и национальный характер: дис. … канд. филол. наук. / Л. Р. Ермакова // Белгород, 2011. 236 с.
  4. Захаров С. В. Лингвосемиотика англосаксонской институциональной глюттонии: дис. … канд. филол. Наук. / С. В. Захаров // Волгоград, 2008. 165 с.
  5. Капкан М. В. Феномен гастрономической культуры. дисс… канд. Культурологии / М. В. Капкан // Екатеринбург, 2010. 173 c.
  6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - С. 116-238
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - С. 116-238
  8. Николаева Т. М. Краткий словарь терминов лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М.,1978. Вып. VIII.
  9. Олянич А. В. Потребности — дискурс — коммуникация / А. В. Олянич. Монография. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.
  10. Ундринцова М. В. Глюттонический дискурс: лингвокультурологические и переводческие аспекты / М. В. Ундринцова // Вестник Московского университета, 2012. № 2. С. 86-91.
  11. Энциклопедия «Дискурсология» Энциклопедия «Дискурсология» лингвокультура эмоций «под градусом» // Очерки по этнолингвосемиотике потребностной коммуникации: коллективная монография.Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. 344 с.

pdf

Языковые средства создания комического в сказке Е. Шварца «Золушка»

Малыхина Елена Сергеевна / Malyhina Elena Sergeevna - учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 2, г. Соликамск

Аннотация: в статье рассматриваются средства создания комического в сказке Е. Шварца «Золушка» на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях языка.

Ключевые слова: комическое, юмор, сарказм, ирония, гротеск, каламбур, алогизм, афоризм, окказионализм, тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, литота.

Литература

  1. Воробьева М. А. Коммуникативно-прагматическая заданность языковых средств создания комического эффекта в произведениях В. Н. Войновича. [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/kommunikativno-pragmaticheskaya-zadannost-yazykovykh-sredstv-sozdaniya-komicheskogo-effekta-#ixzz4FhkkEzsR (дата обращения: 26.01.2015).
  2. Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / М. Б. Багге, М. Б. Белова, И. А. Шерстобитова. М.; СПб.: Просвещение, 2012. 295 с.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 944 стр.

pdf

Проблема формирования речевого имиджа политика

Лесная Мила Азадовна / Lesnaya Mila Azadovna – студент, кафедра общественных связей и медиавоздействия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные составляющие речевого имиджа, необходимые для создания успешного публичного образа политического деятеля. Поскольку публичный образ политика в большей степени формируется за счёт умения выступать перед разнородной аудиторией, важнейшей задачей становится изучение всех компонентов речевого имиджа.

Ключевые слова: речевой имидж, политический деятель, коммуникативная компетентность, речевая самостоятельность.

Литература

  1. Осетрова Е. В. Речевой имидж: Учеб. пособие / Е. В. Осетрова; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. 249 с.
  2. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сборник статей. М.: Языки русской культуры, 2005. 540 с.

pdf

Особенности современного телевизионного текста регионального телевидения (на примере ОТРК «Югра», ТК «N1»)

Конюченко Алиса Вадимовна / Koniuchenko Alisa Vadimovna – студент-магистр, кафедра филологии, Гуманитарный институт, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: эта статья посвящена анализу грамотности телевизионных журналистов. В статье определяется роль языка средств массовой информации в системе русского языка, рассматриваются понятия норм языка телевидения, выделены особенности современного языка телевидения и типичные речевые, грамматические и ошибки мышления телеведущих на примере окружной телерадиокомпании «Югра» и Нижневартовской городской телекомпании «N1». Средства массовой информации с каждым годом обретают все большую языковую свободу. Раньше законодателем моды в языке был писатель, который имел непосредственное отношение к литературной норме, сегодня на язык большое внимание оказывают СМИ. В этом заключается актуальность исследования.

Ключевые слова: журналистика, лингвистика, филология, анализ.

Литература

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999.
  2. Вартанова Е. Л. Язык российских СМИ как индикатор социальных перемен / Е. Л. Вартанова // Язык СМИ и политика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 3-7.
  3. Степанов Г. В. Стихия языка в стихии споров / Г. В. Степанов // Литературная газета, 1984. №26. С. 12-15.
  4. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ / Г. Я. Солганик // Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1. С. 3-6.

pdf