Тел.: +7(915)814-09-51(WhatsApp)
E-mail: info@p8n.ru

Russian Chinese (Simplified) English German

Scientific articles foto2

Журнал «Наука, образование и культура» выходит раз в два месяца, 24 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 2(68) 2024 г. Выйдет - 30.04.2024 г. Статьи принимаются до 30.04.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Глюттонический дискурс как объект лингвистического исследования

Федорова Клара Михайловна / Fedorova Klara Mikhailovna – студент магистратуры;

Руфова Елена Степановна / Rufova Elena Stepanovna – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра восточных языков и страноведения, Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируется понятие «дискурс», рассмотрены различные концепции понятия «дискурс»; определения «гастрономический дискурс», «глюттонический дискурс». Рассмотрены работы российских и зарубежных авторов, занимавшихся изучением гастрономического дискурса как особого вида вербально-социальной коммуникации.

Ключевые слова: дискурс, гастрономический дискурс, глюттонический дискурс, лингвистика, глюттония.

Литература

  1. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. и нем. Волгоград: Перемена, 1997. С. 42.
  2. Головницкая Н. П. Лингвокультурные концепты «пища» и «dasEssen» в сопоставительном освещении (семантика русских и немецких глюттонических номинаций) / Н. П. Головницкая // Известия ВГПУ — Волгоград: Перемена, 2007. № 2 (20). С. 14-18.
  3. Ермакова Л. Р. Глюттонические прагматонимы и национальный характер: дис. … канд. филол. наук. / Л. Р. Ермакова // Белгород, 2011. 236 с.
  4. Захаров С. В. Лингвосемиотика англосаксонской институциональной глюттонии: дис. … канд. филол. Наук. / С. В. Захаров // Волгоград, 2008. 165 с.
  5. Капкан М. В. Феномен гастрономической культуры. дисс… канд. Культурологии / М. В. Капкан // Екатеринбург, 2010. 173 c.
  6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - С. 116-238
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - С. 116-238
  8. Николаева Т. М. Краткий словарь терминов лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М.,1978. Вып. VIII.
  9. Олянич А. В. Потребности — дискурс — коммуникация / А. В. Олянич. Монография. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.
  10. Ундринцова М. В. Глюттонический дискурс: лингвокультурологические и переводческие аспекты / М. В. Ундринцова // Вестник Московского университета, 2012. № 2. С. 86-91.
  11. Энциклопедия «Дискурсология» Энциклопедия «Дискурсология» лингвокультура эмоций «под градусом» // Очерки по этнолингвосемиотике потребностной коммуникации: коллективная монография.Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. 344 с.

pdf

Условия формирования меловых отложений в долине р. Бельбек

Власенко Сергей Сергеевич / Vlasenko Sergey Sergeevich – студент, кафедра исторической и динамической геологии, геологоразведочный факультет, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется соотношение стратиграфических подразделений долины реки Бельбек с универсальным профилем М. Ирвина, который включает 4 зоны: K, Y и X. Итогом работы является построение линии колебаний уровня моря в бассейне реки Бельбек и стратиграфической колонки с выделенными этапами осадконакопления.

Ключевые слова: меловые отложения, свита, толща, зона профиля Ирвина.

Литература

  1. Аркадьев В. В., Богданова Т. Н. Атлас меловой фауны юго-западного Крыма / Санкт-Петербургский горный институт. СПБ, 1997. 357 с.
  2. Аркадьев В. В., Богданова Т. Н. Берриас Горного Крыма. СПБ, 2012. 472 с.
  3. Фролов В. Т., Джайкришнан С. Циклиты верхнемеловых известняков Горного Крыма и их возможная природа. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 4. Геология, 1996. № 4.
  4. 4.Астахов Т. В., Горак С. В., Краева Е. Я. Геология шельфа УССР. Стратиграфия (шельф и побережья Чёрного моря). Киев. Наук. Думка, 1984. 184 с.

pdf

Письменные памятники средневековой теолого-философской традиции ближневосточных караимов как источники для изучения му‘тазилитского наследия

Османова Ирина Андреевна / Osmanova Irina Andreevna – научный сотрудник, Государственный музей истории религии;

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: сведения о некогда мощном идеологическом движении му‘тазилитов и его литературе современный исследователь по необходимости принужден извлекать преимущественно из вторичных источников. В силу того, что большая часть му‘тазилитской литературы была уничтожена во времена мусульманского средневековья гонителями инакомыслия из числа блюстителей «ортодоксального ислама», в данных «посредствующих» трудах сохранилась лишь весьма незначительная её часть, да и то, как правило, в виде фрагментов или парафраз.

Ключевые слова: му‘тазилиты, караимы, калам, Фиркович.

Литература

  1. Abual-Husaynh’Othmānal-Khayyat. Kitāb al-Intisār. Le livre de triomphe et de la réfutation d’Ibn al-Rawandi l’Herétique / Preface. Ed. H.S. Nyberg. Traduit par Albert N. Nader. Beyrouth: Éditions les Lettres orientales, 1957.
  2. Ben-Shammai H. The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History and Literature. Vol. 2. Cambridge, 1984.
  3. Friedlaender I. The Heterodoxies of the Shi‘ites in the presentation of Ibn Hazm // JAOS. 28, 1907. P. 1–18; 29 (1909). P. 1–183.
  4. Van Ess J. The Beginnings of Islamic Theology / Ed. John E. Murdoch and Edith Dudley. Sylla, 1975.
  5. Watt W. M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1962.
  6. Ал-’Аш‘ари Абу-л-Хасан. Макалат ал-’исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву). Висбаден, 1963.
  7. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980.
  8. Борисов А. Я. Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 238–250.
  9. Глаголев В. С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ). М., 1994.
  10. Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. (Их связи на протяжении веков). М., 2001.
  11. Гурлянд И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимовъ, мутазилитовъ и ашарiевъ на философию религии великаго еврейскаго раввина Моисея Маймонида. СПб., 1863.
  12. Ибрагим Т. Философия калама (VIII–XV вв.). М., 1984. [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра философских наук: (Из фондов Российской государственной библиотеки).
  13. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  14. Маймонид М. Путеводитель колеблющихся / Перевод с древнееврейского А.И. Рубина // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII–XII вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. М.,
  15. Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973.
  16. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках: Курс лекций / Под ред. В. И. Беляева. 2-е изд. СПб., 2007
  17. Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003.
  18. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993. Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.
  19. Смирнов А. В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24–25.

pdf

 

Истоки и направления развития средневековой арабоязычной философии

Османов Анвар Магомедович / Osmanov Anvar Magomedovitch – кандидат философских наук, кафедра философии и культурологии Востока, Санкт-Петербургский государственный университет Институт философии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем, что обращение к средневековой арабо-мусульманской философии вызвано, прежде всего, необходимостью не только понять непростые социально-политические отношения, непосредственно связанные с сегодняшними событиями в мире, но и возвратиться к духовно-мировоззренческим ценностям средневекового человека, вышедшего из мусульманской среды.

Ключевые слова: арабоязычная философия, ислам, иудаизм, фалсафа, Аристотель.

Литература

  1. Corbin H. Histoire de la philosophie islamique. Vol. 1. Paris: Gallimard, 1964. P. 110–151.
  2. Goitein S. D. Studies in Islamic history and Institutions. Leiden: Brill, 1966. 391 s.
  3. Бартольд В. В. Багдад и дальнейшая культурная жизнь арабов // Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. Т. VI. М.: Наука, 2002. 785 с.
  4. Зубов В. П. Аристотель. М.: Академия наук СССР, 1963. 366 с.
  5. Игнатенко А. А. В поисках счастья. (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. 254 с.
  6. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М.: Наука, 1979. 272 с.
  7. Туманян Т. Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009. 280 с.
  8. Халидов А. Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 215–310.
  9. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: Наука, 1979. 152 с.

pdf